Меню

Социальное партнерство

Правовой основой социального партнерства в Мытищинском округе являются следующие официальные документы

Закон Московской области от 31.03.1999 N 15/99-ОЗ (ред. от 23.11.2007) "О социальном партнерстве в Московской области".

Закон Московской области от 03.12.1999 N 82/99-ОЗ (ред. от 23.11.2007) "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"

Постановление Администрации городского округа Мытищи № 195 от 27.01.2020г

МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ (РЕГИОНАЛЬНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, СОЮЗОМ «МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ» И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018-2020 ГОДЫ

 ПРОДЛЕНО МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ НА 2021-2023ГГ.

СОГЛАШЕНИЕ о минимальной заработной плате в Московской области от 31.10 2019

МЫТИЩИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ между администрацией городского округа Мытищи, Координационным Советом профсоюзов и работодателями городского округа Мытищи на 2021-2023 годы

Официальные документы

 ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе на лучший «Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты трудовых прав  работников» в городском округе Мытищи

Приложение к Положению о Конкурсе на лучший «Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты трудовых прав работников» в городском округе   Мытищи

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЕЖЕГОДНОГО КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА СРЕДИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ

Приложение к Положению о конкурсе (форма заявления)

Решение Совета депутатов № 4/16 от 21.04.2016 
Об утверждении Положения о Мытищинской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Приложение

Примерный макет коллективного договора (методические рекомендации)

Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров

О порядке регистрации коллективных договоров и соглашений, заключенных в организациях городского округа Мытищи

Информируем, что в связи с утверждением Административного регламента предоставления Министерством социального развития Московской области (далее – Министерство) государственной услуги «Регистрация Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения, Соглашения о минимальной заработной плате в Московской области, областных отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений, а также коллективных договоров» (распоряжение Министерства социального развития Московской области от 10.11.2020  № 21РВ-174) прием документов на предоставление государственной услуги по почте, электронной почте, при личном обращении, посредством МСЭД и через МФЦ прекращен.

С 12.11.2020 указанная государственная услуга будет предоставляться через Портал Государственная информационная система Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области», расположенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.uslugi.mosreg.ru. 

Минимальная заработная плата в городском округе

Уважаемые работники и работодатели городского округа Мытищи!

20 июля 2021 года подписано Соглашение №64 между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области о повышении минимальной заработной платы.

Стороны приняли решение: установить с 1 августа 2021 года на территории Московской области минимальную заработную плату в размере 15 500 рублей.

На территории городского округа Мытищи в соответствии с подпунктом 2.4.1 Мытищинского трехстороннего (территориального) Соглашения между Администрацией  городского округа Мытищи Московской области, Координационным Советом профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей городского округа Мытищи на 2021-2023 годы, в организациях (кроме организаций, финансируемых из бюджетов и филиалов организаций, территориально находящихся  вне территории Московской области) установлен минимальный уровень заработной платы в размере  не ниже 1.3 минимальной заработной платы, установленной региональным Соглашением в Московской области.

Таким образом, с 1 августа 2021 года на территории городского округа Мытищи установлена минимальная заработная плата в размерах:

для организаций бюджетной сферы

(кроме организаций, финансируемых

из федерального бюджета):                                                            15 500 рублей

для организаций внебюджетной сферы

(коммерческих организаций)

и индивидуальных  предпринимателей:                                        20 150 рублей

Дополнительную информацию можно получить по «Горячей линии» по вопросам трудового законодательства администрации городского округа Мытищи ежедневно (кроме субботы, воскресенья) в период с 9.00 до 18.00 (перерыв с 13.00 – 14.00) по телефону: 8 (495) 586-25-12.

СОГЛАШЕНИЕ о минимальной заработной плате в Московской области от 20.07. 2021

Телефон «горячей линии» по вопросам применения трудового законодательства

8 (495) 586-25-12 

Работает ежедневно, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней
в период с 9-00 до 18-00 часов (перерыв на обед с 13-00 до 14-00 часов)

Телефоны «горячих линий» по вопросам соблюдения трудового законодательства

№ п\п

Наименование организации

Адрес

Телефоны

1

Администрация городского округа Мытищи

(Управление по работе с муниципальными организациями, охране труда, прохождению муниципальной службы, кадровой политики и наград)

г.Мытищи,

Новомытищинский проспект, д.36/7

8(495) 586-25-12

2

Государственная инспекция труда в Московской области

г. Москва,

ул. Домодедовская,

д.24, корп.3

 (м. Домодедовская)

Электронная почта: git50@rostrud.ru

Приемная: 8(495) 343-99-51

 «Горячая линия»:

8(495) 343-99-54

Факс в приемной:

8(495) 343-99-59

Факс для передачи сведений о несчастном случае на производстве:

8(499) 725-77-30

Специальная оценка условий труда: 8(495) 392-58-98

«Горячая линия» для обращения граждан предпенсионного возраста:

8(495) 392-76-78

«Горячая линия» по вопросам трудового законодательства в связи с возникшей эпидемиологической ситуацией:  8(991) 104-92-36

3

Государственная инспекция труда в городе Москве

. Москва,

ул. Домодедовская,

д.24, корп.3

(м. Домодедовская)

Электронная почта: git77@rostrud.ru

Консультации по СКАЙПУ: git077

Обращения граждан: онлайнинспекция.рф

Приемная: 8(495) 343-91-90

Канцелярия: 8(495) 391-34-51

Справочная служба:

 8(495) 343-96-61

Факс:8-495-343-96-06

Факс для передачи уведомлений о несчастных случаях: 8(495) 343-95-02

«Горячая линия»:

8(495) 343-95-98

«Горячая линия» для обращения граждан предпенсионного возраста:

8(499) 725-76-30

«Горячая линия» по вопросам эпидемиологической ситуации:

8(800) 707-88-41,

https://онлайнинспекция.рф/

4

Союз «Московское областное объединение организаций профсоюзов» по вопросам защиты социально-трудовых прав работников

г. Москва,

ул. Земляной вал,

д.36, корп.2

Адрес электронной почты:

valentina_mooop@mail.ru

«Горячая линия»:

8(495) 916-12-91

8(495) 917-58-21,

Контактный телефон:

8(495) 917-93-10

Факс:

8(495) 917-96-06

5

Управление развития

трудовых ресурсов и охраны труда Министерства социального развития Московской области

г. Москва,

ул. Кулакова, д.20, к.1

Адрес электронной почты: msrmo@mosreg.ru

«Горячая линия»:

8(498) 602-84-50

«Горячая линия» по вопросам труда и занятости

8(498) 602-06-99

6

Специальный сервис «Электронный инспектор» сайта Роструда

«онлайнинспекция.рф»

онлайнинспекция.рф

Горячая линия по вопросам труда и занятости +7(498) 602-06-99

Информационно-консультационный портал Роструда – онлайнинспекция.рф

1. Вопрос: Куда обращаться в случае возникновения задолженности по заработной плате (или не выплата расчета при увольнении)?

Ответ: Если юридический адрес организации, в которой работает заявитель – Москва или Московская область, следует обращаться:

- в Государственную инспекцию труда в г. Москве для проведения проверки соблюдения трудового законодательства в организации и принятия мер инспекторского реагирования (Москва, ул. Домодедовская, д.24, корпус 3, т/ф +7 (495) 343-96-61, +7 (495) 343-95-98).

- в Государственную инспекцию труда в Московской области (Москва, ул. Домодедовская, д.24, корпус 3, т/ф +7 (495) 343-99-59). Обращение должно содержать наименование организации, адрес и ФИО заявителя.

- в суд или прокуратуру для принудительного взыскания заработной платы.

2. Вопрос: Часть зарплаты работодатель выплачивает в конверте. Куда можно жаловаться?

Ответ: Пожаловаться на «серые» зарплаты Вы можете в налоговую инспекцию и районную прокуратуру. Эти органы имеют право инициировать проверку в Вашей организации. В некоторых случаях прокуратура, выступая в интересах работника, может подать на работодателя в суд, однако сделать это может и сам работник.

3. Вопрос: Какой установленный размер минимальной заработной платы в Московской области?

Ответ: Минимальная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности) устанавливается в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области»

от 31.10.2019 № 243 составляет 15 000 рублей.

4. Вопрос: Если работник работает по совместительству не полный рабочий месяц, может ли его заработная плата быть меньше минимальной заработной платы в Московской области?

Ответ: Может, так как оплата труда при работе по совместительству должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, исчисленного пропорционально отработанному времени.

В соответствии со ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.

5. Вопрос: В какие сроки должна выплачиваться заработная плата работникам?

Ответ: Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При этом необходимо учитывать, что при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

6. Вопрос: Чем отличается работа по совместительству от совмещения должностей (профессий)?

Ответ: При совместительстве дополнительная работа выполняется в свободное от основной работы время. Работа может выполняться как у основного работодателя, так и у любого другого. На выполнение работы по совместительству заключается отдельный трудовой договор.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, дополнительная работа выполняется в течение рабочего дня за дополнительную плату. Работа выполняется у того же работодателя. При этом отдельный трудовой договор не заключается. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

7. Вопрос: Какие выплаты положены работнику при увольнении по собственному желанию?

Ответ: При увольнении по собственному желанию работодатель выплачивает работнику в день увольнения заработную плату по последний день работы включительно и компенсацию за все неиспользованные отпуска. Выплата выходного пособия при увольнении по собственному желанию трудовым законодательством не предусмотрена.

8. Вопрос: Какие выплаты полагаются молодым специалистам учреждений социального обслуживания и центров занятости населения Московской области?

Ответ: Молодому специалисту, впервые принятому в год окончания им обучения на работу по полученной специальности в учреждения Московской области, при занятия штатной должности (не менее одной ставки) полагается доплата в размере 1000 рублей с момента их трудоустройства в течении трех лет.

Кроме того, по всем вышеперечисленным и другим вопросам можно обращаться в Государственное казенное учреждение Московской области «Государственное юридическое бюро по Московской области» (Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 10/13, стр.2, почтовый адрес: Москва, Проспект Мира, д.72, e-mail: gosurburo@gmail.com, т. +7 (495) 740-33-89, +7 (498) 602-32-32 доб.50416).

ИТОГИ РАБОТЫ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ ЗА 2020 год

Телефонная «горячая линия» по вопросам применения трудового законодательства организована в 2008 году при Мытищинской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для жителей городского округа Мытищи по решению Главы городского округа Мытищи в рамках мероприятий по оперативному мониторингу ситуации в социально-трудовой сфере и осуществляет свою работу в настоящее время.

Целью работы "Горячей линии" является оказание правовой помощи работникам организаций по социально-трудовым вопросам путем оперативного консультирования по телефону граждан, проживающих в городском округе Мытищи, по вопросам применения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Организация работы с обращениями граждан, поступившими по "Горячей линии", возложена на управление по работе с муниципальными организациями, охране труда, прохождению муниципальной службы, кадровой политики и наград администрации городского округа Мытищи. Прием поступающих по телефону на "горячую линию" вопросов и консультирование граждан осуществляют сотрудники управления - Ключников Игорь Владимирович, Богданова Ольга Анатольевна, Никонова Татьяна Викторовна.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Информация о графике ежедневной работы «горячей линии» периодически размещается в СМИ: в межмуниципальной газете «Родники», муниципальной газете «Неделя в округе», газете о вакансиях «Альтернатива» и на сайте органов местного самоуправления (www.mytyshi.ru). Сотрудники «горячей линии» принимают участие в работе Ярмарок вакансий Мытищинского Центра занятости населения Московской области и Мытищинской торгово-промышленной палаты. На ярмарках проводится бесплатное консультирование граждан по вопросам трудового законодательства.

В 2020 году на «горячую линию» поступило более 380 обращений от граждан.

Около 40% обращений было по вопросам работы в условиях пандемии, также поступали обращения по вопросам невыплаты или неверного расчета заработной платы при увольнении, по принуждению работников работодателями к увольнению по собственному желанию, а также по сокращению численности работников. В течение года также поступало много сообщений от граждан по вопросам изменения режима рабочего времени, невыплаты пособия по беременности и родам, по вопросам трудоустройства. Отдельно можно выделить также вопросы от работодателей и работников по специальной оценке рабочих мест и вопросам охраны труда.

Телефонная «горячая линия» администрации городского округа Мытищи по вопросам применения трудового законодательства продолжает свою работу в 2021 году.

Режим труда и отдыха

По общему правилу режим рабочего времени и времени отдыха (начала и окончания работы, перерывы, в том числе обеденный), устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством (статьи 91, 100, 108, 189 ТК РФ).

Режим рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются работодателем в правилах внутреннего трудового распорядка в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 101 ТК РФ, в случае если особенности производственной деятельности работодателя обуславливают установление некоторым работникам ненормированного рабочего дня, необходимо убедиться в наличии у работодателя перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем, установленного коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом.

Режим рабочего времени является условием, которое обязательно включается в трудовой договор (часть вторая статьи 57 ТК РФ).

Режим рабочего времени и времени отдыха вводится с учетом характеристик процессов, функционирующих в организации, и являются режимами работы.

Его особенности регламентированы локальными нормативными актами организации, в частности Правилами внутреннего трудового распорядка организации, в соответствии с требованиями ч.4 ст.189 ТК РФ, ст.190 ТК РФ), а также в трудовом договоре с работником, в случае если режим рабочего времени работника отличается от общеустановленного режима.

Для работников транспорта (водителей) и др подлежат учеты особенности, устанавливаемые Постановлением Правительства от 10.12.2002 №877.

Работодателем по соглашению с работниками могут быть установлены различные режимы работы, без ограничения установления в разных ее подразделениях определенных режимов работы, т.е в правилах внутреннего трудового распорядка организации может быть регламентирован несколько режимов работы для разных подразделений. Например, сотрудники администрации работают, в общем режиме, а в определенных подразделениях установлена посменная работа.

Работодатель устанавливает в организации режим работы не в противоречии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации могут существуют следующие виды режимов рабочего времени: 5-дневная неделя с 8-часовым рабочим днем с перерывом на обед на 0,5-1 ч; Ненормированный рабочий день; Гибкое рабочее время, включающее следующие элементы: учетный период, за который должна выполняться норма (день, неделя и др.), фиксированные интервалы и промежутки, которые работник может увеличить или уменьшить на свое усмотрение; Сменная работа; Скользящий график — распорядок со смещением выходных дней; Вахтовый метод — с выездом и проживанием по месту выполнения функциональных обязанностей в течение не более месяца; Раздробленный рабочий день - его распределение на части в соответствии со спецификой работы;

Кроме рабочего времени локальными нормативными актами или трудовым договором должно быть регламентировано и установлено время отдыха.

В соответствии со ст.106 ТК РФ Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В соответствии со ст.107 ТК РФ Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Чередования интервалов труда и отдыха является обязательным. В рабочее время эти промежутки не включаются. Исключение — интервалы для обогрева при работе на холоде, которые в соответствии с абз. 2 ст. 109 ТК РФ являются частью рабочего времени.

В период отдыха работник не обязан выполнять трудовые функции. Отдельному работнику может быть установлен индивидуальный режим за счет сокращения периода отдыха при служебной надобности.

Трудовым законодательством Российской Федерации регламентирован порядок привлечения работников к выполнению своих функциональных обязанностей.

Максимальные временные пределы выполнения такой работы установлены подзаконными актами Российской Федерации.

Во всех организациях работодатель обязан устанавливать режим рабочего времени и отдыха, но есть и исключения, когда организация не обязана устанавливать режим рабочего времени, например при дистанционной работе: занятые ею сотрудники определяют распорядок своей деятельности по собственному усмотрению.

Итак, правовое регулирование режима рабочего времени в организации осуществляется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Вопросы режима рабочего времени, которые закрепляются на локальном уровне, должны соответствовать требованиям Трудового кодекса РФ, иным федеральным законам, коллективному договору организации, соглашениям.

Если определенный режим работы конкретного работника был установлен в трудовом договоре в качестве существенного условия труда, то его одностороннее изменение администрацией без согласования работника является незаконным.

Профилактика правонарушений в сфере трудового права в организациях и на предприятиях Московской области

За 2016 год Государственной инспекций труда в Московской области в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении 4045 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права было выявлено 8837 нарушений законодательства, что в 1,38 % меньше чем в 2015 году.

Информация о нарушениях, по разделам трудового законодательства выявленных в результате проведённых надзорно-контрольных мероприятий:

1. Коллективные договоры и соглашения - 11 нарушений

2. Трудовой договор - 607 нарушений

3. Рабочее время и время отдыха - 234 нарушений

4. Оплата и нормирование труда – 2713 нарушения

5. Гарантии и компенсации (в том числе за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда) - 230 нарушений

6. Дисциплина труда и трудовой распорядок – 204 нарушений

7. Материальная ответственность сторон трудового договора - 312 нарушений

8. Регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями - 32 нарушений

9. Проведение медицинских осмотров работников - 336 нарушений

10. Обучения и инструктирования работников по охране труда – 555 нарушений

11. Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты – 438 нарушений

12. Соблюдение установленного порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты - 583 нарушений

13. Расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве - 229 нарушений

Анализ результатов надзорной деятельности Государственной инспекции труда в Московской области свидетельствует о том, что причинами и условиями нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних пяти лет являются:

- правовая безграмотность, как работодателей, так и работников, трудности в экономики;

- низкая правовая культура, в ряде случаев, с недостаточным информированием и разъяснением в средствах массовой информации норм трудового права государственными органами;

- нежеланием работодателей заключать трудовой договор с целью не предоставления работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации;

- стремление работодателей скрыть реальную продолжительность рабочего времени работников, нежеланием работодателей – физических лиц выплачивать работнику при увольнении компенсацию за неиспользованные отпуска, наличием двойной бухгалтерии в частных организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Настоящее положение дел с реализацией норм трудового законодательства и трудовых прав работников отрицательно сказывается на социальном положении работников. Вредные и опасные условия труда работников приводят к высоким рискам по профессиональным заболеваниям и производственному травматизму.

В целях повышения привлекательности организаций и индивидуальных предпринимателей на рынке труда, достижения нового качественного уровня защиты трудовых прав работников, работодателям предлагается «задекларировать» свою работу по выполнению основных положений трудового законодательства Российской Федерации в виде получения «Сертификата доверия работодателю».

Проектом Добровольного декларирования деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей предпринята попытка стимулировать усилия работодателей области, направленные на достижение баланса между экономическим и социальным прогрессом, со стремлением в полной мере учитывать всё разнообразие условий, возможностей и приоритетов каждого субъекта трудовых отношений.

Своим участием в проекте Добровольного декларирования работодатель подтверждает выполнение обязательств по обеспечению основных прав работников и подтверждает свою поддержку действий Гострудинспекции, направленную на защиту трудовых прав работников и содействие в правильном применении норм трудового законодательства Российской Федерации.

Условием участия организаций и индивидуальных предпринимателей в реализации проекта является соответствие параметров их деятельности определенным требованиям трудового законодательства.

Проект декларирования не подменяет собой существующие контрольные механизмы и не мешает их функционированию.

В данном проекте предусмотрено обязательство Инспекции по оказанию поддержки предприятиям посредством предоставления услуг консультационного характера, способствующих правильному применению норм трудового законодательства Российской Федерации, как самими организациями, так и их сотрудниками.

Задачами проекта являются:

- активизация деятельности работодателей Московской области, направленной на наиболее полную и всестороннюю реализацию трудовых прав работников;

- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями Московской области реализации принципов социального партнерства на взаимной лояльности работников и работодателей;

Начиная с конца 2009 года «Сертификат доверия работодателя» вручен 91 организациям Московской области, в 2016 году – 2.

Информация обо всех организациях, получивших «Сертификат доверия работодателя» размещена на официальном сайте Государственной инспекции труда в Московской области.

Профилактика травматизма в организациях и на предприятиях

Проводя анализ состояния и причин производственного травматизма в Московской области выявлено, что за 2016 год погиб на производстве 61 человек, из которых 2 женщины и 10 человек в составе групповых несчастных случаев. Самое большое количество смертельных несчастных случаев произошло в обрабатывающих производствах – 17 и в строительстве – 11. Самая распространенная причина несчастных случаев это неудовлетворительная организация производства работ – 20 в смертельных случаях и 1 в групповом, где погибло 2 человека.

Травмами называют повреждение тканей организма и нарушение его функций при несчастных случаях, т.е. при воздействии на работающих опасных производственных факторов: механических (ушиб, порез, перелом, вывих и др.), термических (ожог, обморожение), химических (химический ожог), электрических (ожог, металлизация кожи, электрический удар и др.), психологических (нервный стресс, испуг и др.).

Причины производственного травматизма и заболеваний можно поделить на следующие группы: технические, организационные, санитарно-гигиенические, психофизиологические, субъективные и экономические.

Техническими причинами могут быть конструктивные недостатки машин, механизмов, инструментов, приспособлений или их неисправность. Отсутствие, несовершенство, неисправность оградительных, блокировочных, вентиляционных устройств; заземления электроустановок; подтекание ядовитых жидкостей, газов.

Организационные причины – несвоевременное или некачественное проведение инструктажей и обучения по охране труда работающих, отсутствие инструкций по охране труда. Недостаточный контроль за выполнением требований охраны труда работающими, неудовлетворительное содержание рабочего места, недостатки в организации групповых работ, в обеспечении рабочих спецодеждой и другими СИЗ. Использование техники, инструментов не по назначению, нарушение режима труда и отдыха, технологического процесса.

Санитарно-гигиенический причины – неблагоприятные природно-климатические условия или микроклимат в помещениях, повышенное содержание в воздухе вредных веществ, высокий уровень шума, вибраций, излучений, нерациональное освещение, антисанитарное состояние рабочих мест и бытовых помещений, несоблюдение правил личной гигиены и др.

Психофизиологические причины – монотонность, высокая напряженность труда, несоответствие анатомо-физиологических и психологических особенностей организма условиям труда, усталость, неудовлетворительная психологическая обстановка в коллективе и др.

Субъективные причины – это личная недисциплинированность работника, невыполнение инструкций по охране труда, нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в болезненном состоянии.

Экономическими причинами могут быть стремление работающих обеспечить высокую выработку и заработную плату при пренебрежительном отношении к вопросам охраны труда, недостаточное выделение средств на мероприятия по улучшению условий труда и др.

Несчастный случай (травма, заболевание, летальный исход) может быть вызван какой-то одной, но чаще несколькими связанными или не связанными между собой причинами, создающими опасную ситуацию на рабочем месте. Опасная ситуация включает в себя опасные условия и опасные действия.

Опасные условия – состояние производственной среды, не соответствующее установленным нормам.

Опасное действие – неправильное, непрофессиональное действие работника, являющееся следствием необученности, неумения, нежелания, неспособности, а в отдельных случаях – невозможности работающего правильно оценивать производственную обстановку и выполнять все требования норм и правил охраны труда.

20.10.2016 г., 03.11.2016 г., 18.11.2016 г., 01.12.2016 г., 15.12.2016 г., 22.12.2016 г. состоялись заседания рабочей группы Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам условий и охраны труда в организациях Московской области для проведения анализа несчастных случаев.

Представители Государственной инспекции труда в Московской области выступали с характеристикой состояния травматизма по рассматриваемым муниципальным образованиям, а также информацией по имеющимся сокрытым несчастным случаям на территории Московской области, несоблюдению Порядка проведения расследования формирования комиссии, учета несчастных случаев на производстве, об усилении мер ответственности работодателей, в том числе уголовной ответственности.

Анализ результатов надзорной деятельности Государственной инспекции труда в Московской области свидетельствует о том, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных норм

нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних пяти лет является:

- правовая безграмотность, как работодателей, так и работников, трудности в экономике;

- низкая правовая культура в ряде случаев с недостаточным информированием и разъяснением в средствах массовой информации норм трудового права государственными органами;

- нежелание работодателей заключать трудовой договор с целью не предоставления работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации;

- стремление работодателей скрыть реальную продолжительность рабочего времени работников, нежелание работодателей – физических лиц выплачивать работнику при увольнении компенсацию за неиспользованные отпуска, наличие двойной бухгалтерии в частных организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Настоящее положение дел с реализацией норм трудового законодательства и трудовых прав работников отрицательно сказывается на социальном положении работников. Вредные и опасные условия труда работников приводят к высоким рискам по профессиональным заболеваниям и производственному травматизму.

В целях повышения привлекательности организаций и индивидуальных предпринимателей на рынке труда, достижения нового качественного уровня защиты трудовых прав работников, работодателям предлагается «задекларировать» свою работу по выполнению основных положений трудового законодательства Российской Федерации в виде получения «Сертификата доверия работодателю».

Проектом Добровольного декларирования деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей предпринята попытка стимулировать усилия работодателей области, направленные на достижение баланса между экономическим и социальным прогрессом, со стремлением в полной мере учитывать всё разнообразие условий, возможностей и приоритетов каждого субъекта трудовых отношений.

Своим участием в проекте Добровольного декларирования работодатель подтверждает выполнение обязательств по обеспечению основных прав работников и подтверждает свою поддержку действий Гострудинспекции, направленных на защиту трудовых прав работников и содействие в правильном применении норм трудового законодательства Российской Федерации.

Условием участия организаций и индивидуальных предпринимателей в реализации проекта является соответствие параметров их деятельности определенным требованиям трудового законодательства.

Проект декларирования не подменяет собой существующие контрольные механизмы и не мешает их функционированию.

В данном проекте предусмотрено обязательство инспекции по оказанию поддержки предприятиям посредством предоставления услуг консультационного характера, способствующих правильному применению норм трудового законодательства Российской Федерации, как самими организациями, так и их сотрудниками.

Начиная с конца 2009 года «Сертификат доверия работодателя» вручен 91 организации Московской области, в 2016 году – 2.

Информация о всех организациях, получивших «Сертификат доверия работодателя» размещена на официальном сайте Государственной инспекции труда в Московской области.

Также для профилактики и снижения уровня травматизма на предприятиях Государственной инспекцией труда по Московской области утверждены Программа профилактических мероприятий Государственной инспекции труда в Московской области и План-график профилактических мероприятий Государственной инспекции труда в Московской области. Программа направлена на предупреждение нарушения подконтрольными субъектами требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, целевым показателем ее качества и результативности следует определить охват профилактическими мероприятиями подконтрольных субъектов.

Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:

- формирование единого понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

- создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников.

В заключении стоит отметить про разработанную концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2015-2020 годы, которая закрепляет использование системы электронных сервисов «онлайнинспекция» и обеспечивает свободный доступ к информации в сфере трудового законодательства и служит помощником для работников и работодателей при использовании следующих сервисов:

· «Дежурный инспектор», с помощью которого пользователи получают правовую консультацию по вопросам соблюдения трудовых прав.

· «Сообщить о проблеме», предназначенный в первую очередь для предоставления работодателю инструментов проведения самостоятельной проверки соблюдения требований действующего трудового законодательства. Сервисом так же могут воспользоваться и работники, которые захотят со своей стороны оценить ситуацию в своей организации.

· «1000 вопросов и ответов», где гражданин, используя рубрикатор, может найти ответ самостоятельно. Сервис содержит ответы на часто задаваемые вопросы, число которых постоянно пополняется за счет анализа поступающих обращений.

· «Вопрос дежурному инспектору», с помощью которого работникам и работодателям без посещения государственной инспекции труда, предоставлена возможность задать вопрос должностному лицу ГИТ по любой проблеме в сфере трудовых отношений.

· «Обсуждение», пользователи которого обмениваются мнениями, обсуждают наиболее актуальные жизненные вопросы, связанные с трудовыми отношениями, а так же высказывают свои предложения и выдвигают инициативы.

Продолжение следует…

Онлайнинспекция.рф

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) информирует работодателей и работников городского округа Мытищи о работе электронного сервиса Онлайнинспекция.рф.

                         

Государственной инспекцией труда в Московской области в целях пропаганды безопасности на производстве, сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности реализуется Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по труду и занятости при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2021 год, утвержденная приказом Роструда от 18.12.2020 № 250.

Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством электронного сервиса «Онлайнинспекция.рф». Данный сервис предоставляет работодателям и работникам возможность ознакомиться с простым и понятным перечнем базовых требований трудового законодательства, а также увидеть, на основании каких нормативных правовых актов осуществляется прием на работу, изменение трудового договора, прекращение трудового договора (увольнение), защита персональных данных, регламентируется рабочее время и время отдыха, производится оплата труда, предоставляются гарантии и компенсации, определяется ответственность сторон трудового договора, обеспечивается безопасность и охрана труда, деятельность первичных профсоюзных организаций, защита трудовых прав работников.

На сайте «Онлайнинспекция.рф» работают следующие сервисы:

- Сервис «Трудовой навигатор» содержит пошаговые схемы разрешения проблемных ситуаций в области трудовых отношений.

- Сервис «Электронный инспектор» предлагает работодателям уникальную возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Для проведения самопроверки в настоящее время доступно 125 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, включая вопросы охраны труда.

Система обеспечивает пользователей – работников и работодателей – постоянным и удобным каналом для направления обращений в региональные государственные инспекции труда в целях защиты трудовых прав и законных интересов; создает условия для формирования в хозяйствующих субъектах системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства о труде; обеспечивает доступность и понятность требований трудового законодательства, разъяснений и инструкций по исполнению данных требований.

В 2020 году продолжились работы по развитию Системы, проводятся работы по развитию программного модуля сервиса «Перечень требований трудового законодательства», создается программный модуль сервиса «Электронная проверка», ведется развитие программного модуля сервиса «Личные кабинеты работников и работодателей».

Программный модуль сервиса «Перечень требований трудового законодательства» обеспечит администраторов Системы возможностью размещать в статьях требований трудового законодательства сведения о возможных нарушениях, характере таких нарушений и возможном источнике, а пользователей Системы – доступом к указанной информации.

 Программный модуль сервиса «Электронная проверка» обеспечит пользователям получение, отображение и возможность скачивания электронных документов, задействованных в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий государственной инспекцией труда;

Развитие программного модуля сервиса «Личные кабинеты работников и работодателей» позволит зарегистрированным в системе работодателям получать информацию о присвоенной организации категории риска.

В тестовом режиме запущен «Чат-бот Онлайнинспектор».

В 2020 году создана и продолжает работу «Горячая линия» по вопросам профилактики COVID-19.

Планы проверок

Информация о результатах ведомственных проверок муниципальных организаций городского округа Мытищи по вопросам соблюдения трудового законодательства за 2020 год

План выездных ведомственных проверок соблюдения трудового законодательства в муниципальных организациях городского округа Мытищи на 2021 год

Информация о результатах ведомственных проверок муниципальных организаций в сфере образования городского округа Мытищи по вопросам соблюдения трудового законодательства за 2019 год

График плановых выездных ведомственных проверок соблюдения трудового законодательства в муниципальных организациях городского округа Мытищи на второе полугодие 2019 года

График плановых выездных ведомственных проверок соблюдения трудового законодательства в муниципальных организациях городского округа Мытищи на первое полугодие 2019 года

Информация о результатах ведомственных проверок муниципальных организаций в сфере образования и культуры городского округа Мытищи по вопросам соблюдения трудового законодательства (в том числе по вопросам охраны труда) за II квартал 2018 года

Проверочные листы



Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №1 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по организации и ведению кадрового делопроизводства;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №2 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке регулирования труда несовершеннолетних;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №3 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по защите прав и законных интересов работников – членов профессиональных союзов;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №4 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке соблюдения гарантий медицинских работников;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №5 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке оформления трудовых отношений с педагогическими работниками;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №6 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по обеспечению наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации и по обеспечению соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №7 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проведению инструктажей и организации обучения по охране труда;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №8 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №9 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по приобретению, выдаче и применению прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №10 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проведению специальной оценки условий труда;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №11 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по организации расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №12 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке выполнения требований охраны труда при работах по перевозке грузов и пассажиров с помощью автотранспортных средств;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) №13 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке выполнения требований охраны труда при работе на высоте;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) № 14 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке выполнения требований охраны труда при работе с инструментом и электробезопасности*;

Форма проверочного листа (список контрольных вопросов) № 15 для осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке выполнения требований охраны труда при работах в жилищно-коммунальном хозяйстве.